Полный стек линейной пехоты или прощай кавалерия?
Вспомним любую игру из серии Total War. Везде - конница была той силой, которая решала исход сражения, обращая в бегство вражеские войска, особенно, когда проходила фланговая атака или атака с тыла. Наиболее заметно показатели конницы были завышены в Rome: Total War Barbarian Invasion, где было в принципе много конных юнитов.
Начиная с Rome, наилучшим маневром для конного отряда был удар в левый фланг полководческого вражеского юнита - туда, где находится генерал. Если атака была достаточно стремительной - генерал сразу отправлялся к праотцам, а исход битвы уже во многом был предрешен.
В Medieval обеих инкарнаций "разведение лошадей" в конечном итоге было обосновано необходимостью противостоять нашествиям монголов. Без достаточного числа конников с Чингис-Ханом было сражаться невозможно.
Такой баланс сил на поле боя заставлял выводить туда как можно больше конных юнитов. Даже копейщики были бессильны перед фланговой атакой ветеранной тяжелой конницы. Например, моя любимая Царская стража была очень эффективна на флангах.
Царская стража в M2TW — эти парни знали как задать жару басурманам
Геймеры-критики набрасывались на The Creative Assembly за их приверженность конным юнитам, а модеры создавали всякие свои адские моды, где у конницы были занижены показатели атаки или завышена стоимость, дабы сделать игру более интересной (на их модерский взгляд). Так было, и так осталось в прошлом.
Конница в Empire Total War
Что же в ETW? А вот все теперь по-другому. И сказать, что это плохо или хорошо однозначно нельзя.
Конница в ETW - рудимент из прошлого?
В ETW сила конницы значительно снижена. Ей стало сложнее управлять, чтобы поймать момент "стремительной атаки". Затяжные рукопашные бои стали неэффективны, а нападение на линейную пехоту - бессмысленно.
Я вот уж, извините, не знаю, как там было в реале того времени, но хочется сказать: "Вы, друзья, гейм-программисты, из крайности в крайность". Конные отряды в Empire: Total War стали практически не нужны.
Обосную свое мнение.
Конница эффективна против:
- Легкой пехоты;
- Городского ополчения - эти бегут, только скажи "у!";
- Туземцев и всяких индейцев, причем не только пеших;
- Слабых рукопашных юнитов (кроме пикинеров) - в основном речь про воинов востока (османов, персов, индусов);
- Гренадеров, но только, если атака происходит с преимуществом в количестве и/или опыте;
- Артиллерии, но, если артиллерия пару раз попадет картечью в вашу конницу - то конникам кердык, поэтому лучше атаковать с фланга;
- Бегущих отрядов, и то - может легко несколько всадников потерять при этой непыльной работенке;
- Линейной пехоты - только, если последняя находится в движении или занята стрельбой, и только как быстрый, стремительный наезд и быстрый отход.
Конница неэффективна против:
- Линейной пехоты в состоянии стояния (со штыком разумеется), не говоря уже про каре;
- Против гренадеров с опытом или в большем количестве;
- В городе - нет места для стремительной атаки;
- Где куча всяких заборов - конники прутся от прыжков через ограды, поэтому, "зависают" там где-то часа на два, прыгая взад-вперед;
- В лесу - исторически так повелось (ежофф много, а лошади боятся ежофф и верблюдофф).
И хоть 8 против 5-ти, в моем, пардон, анализе это "за", но первый пункт в моих "против" перевешивает все.
Этим конным воинам уже не увидеть рассвет
Полный стек
На форумах Empire: Total War уже давно обсуждается как можно вести войну без флота, без конницы, без артиллерии, без гренадеров и легкой пехоты, производя лишь линейную пехоту. Я не буду здесь описывать все прелести ведения битвы линейками. Лишь скажу - да, линейная пехота рулит! Гвардия, тоже.
Увидев у врага, в режиме мультиплеера, армию с полным стеком линейной пехоты, становится жутковато. Конечно, ведь это не придурковатый комп, а реальный продвинутый геймер-чувак. Наверняка задумал неладное. А еще, если это подросток лет 12-ти - они-то вообще жестокие и циничные - лучше сразу "reset" жать.
Хотя, я ни разу и не выигрывал в мультиплеере выводя на поле только линейщиков (уж с артиллерией повеселее) - в стратегической кампании линейная пехота действительно может быть единственным видом юнитов. Это 100% минус в баланс сил и играбельность в Empire: Total War.
Но, согласитесь, играть только линейной пехотой просто неинтересно. Раз в пару ходов я возьму да и произведу на свет каких-нибудь нелинейных. Думаю, что с новыми патчами ситуация будет меняться. Надеюсь, улучшатся показатели гренадеров, а также будет еще легче играть флотом.
Более того, победы, достигнутые применением разных видов войск, намного приятнее. Линейная пехота сдерживает врага в центре поля боя, а ваши, пусть и вспомогательные, отряды конницы штурмуют вражеские редуты с тыла и флангов, снайперы снайперят, гренадеры гренадируют, артиллерия артиллерит, а генерал, как полагается, генералит.
Глюки
У компьютерного противника в ETW в части конницы есть несколько известных глюков (или фишек).
- Первый - постройте свой полк линейной пехоты в каре рядом с прогуливающейся мимо вражеской конницей - и она его обязательно атакует.
- Другой глюк или задумка, или чит компа - если вы собрались атаковать конницей артиллерию в лоб - готовьтесь к потерям. Артиллерия в 90% случаев будет четко попадать в приближающихся к ней лошадок, а, при возможности стрельбы картечью - вынесет добрую треть отряда одним залпом. Так что, если вы рекрутировали трусливых кавалеристов, они могут и передумать, по ходу, продолжать атаку.
- Прыжки через ограды (уже говорил) - не дайте им заняться этим!
- Преследование бегущих. Наверно и пешие юниты так преследуют паникующего врага, но с конницей это особенно заметно. Разрозненный вражеский отряд может разбросать своих воинов по всей карте - и ваша конница будет мотаться из одного конца карты в другой, выбирая не по принципу "кто ближе", а видимо "у кого в кошельке больше денег".
Итоги
Подводя итог, я поделюсь своими военными планами в Empire: Total War относительно применения конницы:
- Конница - только для добивания бегущих или для расправы с туземцами.
- Может, иногда, ради интереса, для захода в тыл.
- Пара конных юнитов (кроме генерала) в стеке - максимум.
- Создание и восстановление конных юнитов - в последнюю очередь (ибо дорого).
- При бегстве основных сил (да, я тоже проигрываю иногда злобному ИИ) конницу можно даже не вводить в бой. Только если вы отбиваетесь в осаде и уже терять нечего.
- Даже элитная тяжелая конница - только для вышеуказанных целей.
- Все равно, конница!
Королевская конная гвардия - как Rolls-Royce: дорого и редко
Буду рад вашим комментариям!
Update 17.08.2010
Эта моя статья писалась ровно год назад. Cегодня наличие патчей сильно исправило Empire Total War. Более того, лично я набрался нужного опыта и скажу, что, конечно, спектр использования коней сильно расширился. Особенно полезны стреляющие драгуны. Про драгунов в мультиплеере совсем молчу. Видел не раз, как на поле боя соперник выводил только драгунов. Вот я с линейкой за ними набегался...
-
27.08.2009 23:01MorseИ про слонов не забудь.
-
27.08.2009 22:59пехотинецвау! спасиб за комменты!
Дмитрий, это правда царская стража, а не Лиза Боярская.
Morse, Jungle, верблюды будут в следующей серии. :)
мое мнение о коннице - в предпоследнем обзаце, пункт 7. -
27.08.2009 22:54JungleДа! Где верблюды?
-
27.08.2009 22:43MorseА какже верблюды и слоны? Они ведь тоже своего рода конница... то есть ездовые животные.
-
27.08.2009 22:38ДмитрийИМХО, как раз афтар все выразил! Даже планами поделился! Я кстати тоже лошадок люблю!
-
27.08.2009 22:36JungleСтатья хорошая, нет сомнения, только афтар четко не выразил свое мнение. Без обид.
-
27.08.2009 22:35ДмитрийПод "Боярскими детьми" я понимаю юниты из игры, а не Лизу Боярскую. :)
-
27.08.2009 22:34ДмитрийМожет я давно не играл в Medieval 2, но Царская стража сильно мне напоминает Боярских детей. :)
-
27.08.2009 22:33MorseСтатья хорошая, а главное человек ее сам напиал
-
27.08.2009 22:32JungleБатенька, так Вы собственно за или против?
-
27.08.2009 22:06пехотинецнадеюсь на снисхождение по поводу моего первого обзора
Оставьте Ваш комментарий
* – поля, отмеченные звездочкой обязательны для заполнения.